Финансово-экономическая деятельность системы ОМС

Одним из основных направлений деятельности территориального фонда является обеспечение финансовой устойчивости лечебно–профилактических учреждений, работающих в системе ОМС, и анализ экономической эффективности их деятельности. 

Финансовые ресурсы системы ОМС с 1996 года складывались  из двух источников: страховые взносы и платежи из местных бюджетов на страхование неработающего населения. C 1995 г. страхователем неработающего населения является правительство Белгородской области.

Доля страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в общей сумме доходов с 2005 года превышает долю единого социального налога, что соответствует требованиям федеральных нормативных документов.

За истекший период собрано 16948,5 млн. рублей, в том числе: страховых взносов – 6386,1, взносов на ОМС неработающего населения – 5963, получено субвенций ФФОМС – 466,9, прочих поступлений – 4132,5 млн. рублей. Решена проблема 100% уплаты Правительством области взносов на ОМС неработающего населения. Направлено на нужды здравоохранения области 16879,2 млн. рублей, из них: на финансирование территориальной программы ОМС – 13765 млн. рублей. Кроме того, на реализацию отдельных мероприятий по укреплению материально-технической базы здравоохранения выделено 688,7 млн. рублей, из них на приобретение лечебно-диагностического оборудования 563,1 млн. рублей. На прочие расходы направлено 51,3 млн. рублей, в том числе: на компьютеризацию ЛПУ – 20,8 млн. рублей, на подготовку и переподготовку медицинских кадров – 18 млн. рублей.

Удельный вес средств ОМС, как целевого стабильного источника финансирования,  в расходах на здравоохранение возрос с 23,7% в 1994 г. до  Подпись:  
Валентина 
Александровна Дмитриенко–
начальник планово–экономического отдела
46,3% в 2007 г. Взносы на страхование неработающего населения в составе средств ОМС выросли с 2% в 1996 г. до 44,7% в 2007 г.

          Полученные финансовые ресурсы в 2007г. обеспечивали оплату медицинских услуг ЛПУ в стационаре по следующим статьям расходов: на оплату труда и начисления на нее (63,1%), медикаменты (23,5%), продукты питания (12,1%), мягкий инвентарь (1,3%). В поликлинике оплата труда и начисление на нее – 86,9%, медикаменты -12,2%, мягкий инвентарь – 0,9%. Начиная с 1999 г. ежегодно постановлением главы администрации области утверждается программа государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи, основной составляющей которой является территориальная программа ОМС. Достигнуты определенные результаты. Показатели обеспеченности койками на 10000 населения снижены в целом по области со 131,7 в 1994 году до 79,7 – в 2007 году. Количество стационарозамещающих коек за период с 2002 по 2007г выросло на 25%.  Средняя длительность пребывания больного на койке сократилась с 17,2 до 11,0 дней, или на 36%.

Реализация мер по наполняемости доходной части бюджета фонда позволила сократить дефицит средств на финансирование территориальной программы ОМС с 35% ее расчетной стоимости в 1999 до 8,5% в 2007 году.

В системе ОМС области отработан механизм контроля за эффективным использованием ресурсов, включающий планирование объемов медицинской помощи, их финансирование, экспертизу качества медицинской помощи. В январе 1997 г. был образован отдел внутреннего аудита и контроля, который проводит комплексные и тематические проверки лечебно-профилактических учреждений и филиалов фонда по вопросам целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.

Задачами контроля для выполнения Программы государственных гарантий обеспечения граждан     Российской Федерации качественной бесплатной медицинской помощью являются:

– обеспечение соблюдения действующего законодательства;

– правильность ведения бухгалтерского учета;

– правильность составления и исполнения бюджета;

– проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;

– пресечение фактов бесхозяйственности и расточительности.

В этой работе участвуют врачи-эксперты, провизоры, экономисты, бухгалтера. Системный подход позволяет получить достоверную информацию для принятия совместно с органами здравоохранения взвешенных управленческих решений. За период с 1997 по 2007 год проведено 758 проверок ЛПУ, в том числе 176 комплексных,  в результате  которых выявлено нецелевое  и  нерациональное использование средств ОМС более чем на 17 млн. рублей, восстановлено средств на сумму 5,6 млн. руб.

 

Hosted by uCoz